Главная Наши путешествия Ссылки Гостевая книга

Главная
Наши путешествия
Нижний Новгород
Нижний и море
Горьковское море
Поездка в Нижний
Владимир
Пробежка по городу
Это стоит прочитать
перед поездкой
Питер
Кашин
Ссылки
Про ЛуАЗ
Про путешествия
Гостевая книга

Нижний Новгород, Горьковское море, Владимир 2002
Наше первое путешествие

Нижний Новгород


Рис.1. Вид на Тайницкую башню нижегородского кремля.

Горьковское море

Идея автомобильной поездки в качестве отдыха витала достаточно давно. В плюсе – свобода передвижения, причем как по дороге (возможность выбрать наиболее интересный маршрут), так и на месте отдыха, возможность остановок по дороге, отсутствие ограничений на количество багажа (в разумных пределах) и т.п. Минусов же фактически только два – это необходимость вести машину и возможность поломки в пути.
Мой автомобиль ЛуАЗ 969М 1990г.в., как нельзя лучше подходил для этой цели. Огромный для машины таких размеров салон, отличная проходимость, небольшой для вездехода расход топлива (честные 10 л А76 на 100 км) – что еще надо в дальней дороге? Кроме того, пластиковая крыша с большой площадью остекления обеспечила хороший обзор, а передние сидения от БМВ – удобство для соответствующей части тела. Хорошее состояние и высокая живучесть аппарата делали серьезную поломку в пути маловероятной, а большой набор инструмента – не опасной поломку мелкую.
Итак, утро, начало августа, отличная погода, мы с моей девушкой стартуем по Горьковскому шоссе. Цель – водохранилище под названием «Горьковское море», пансионат «Буревестник». Выбираемся из подмосковных пробок, и – вот она, свобода! Трасса местами представляет собой шикарное шоссе с отбойниками, разделительной линией, разметкой и чуть ли не освещением… которое периодически превращается в двухполосную дорогу со слегка разбитым асфальтом. Еще часть дороги представляет собой переходный процесс из второго состояния в первое – идет активное дорожное строительство. Причем на любом отрезке трассы от Москвы до Нижнего длиной более 50 км Вы обязательно увидите все три варианта.
Фур на трассе практически нет, большинство грузовиков – местные и никуда не торопятся. Если трасса двухполосная, обгонять их – напрасная трата нервов, дорога постоянно ныряет с горки на горку, что сильно ограничивает видимость. Гораздо удобнее подстроиться под их режим движения и ехать не спеша, километров 70 в час. Впрочем, при луазовских максимальных 85 (по паспорту) это – то, что нужно. Тем более, что с трассы порой открываются такие виды, что от них не очень хочется отвлекаться на управление.
В 2002 году было много лесных пожаров. До того много, что они пару раз попадались нам даже вплотную к трассе – один раз на границе Московской и Владимирской области, а второй – почти перед самым Нижним. Куча дыма, какая-то техника – в общем, пожар на торфяннике внешне не впечатляет. Поэтому, наверное, их и доводят регулярно до состояния стихийного бедствия…
Цены на бензин радуют тем больше, чем дальше от Москвы. Минимума своего они достигают вскоре после въезда во Владимирскую область – около 6 руб. за литр, примерно на 2 руб. меньше, чем в Москве.
Часов через пять движения въезжаем во Владимир. Т.к. боимся опоздать в пансионат, решаем посмотреть город на обратном пути и проезжаем его без остановки, насквозь. Движение спокойное, количество ям на улицах – умеренное… Больше всего порадовал внешний вид Владимирских гаишников – их только-только переодели в форму нового образца (в Москве ее еще не было) и они выглядели до невозможности опрятными.


Рис.2. Вот так выглядит шлюз на платине ГЭС и Горьковское море с платины. На
самом деле, это снято уже во время возвращения (едем в сторону Заволжья).

Примерно на 8 час пути мы достигаем поворота на Балахну и сворачиваем с горьковского шоссе. Проезжаем Балахну, Заволжье, пересекаем Волгу по платине ГЭС (Рис.2.) и, сразу перед Городцом, сворачиваем на местную дорогу, идущую вдоль водохранилища. Еще порядка 10 км – и мы на месте. Удивленный вопрос местного сторожа: «а вы и впрямь на этом от самой Москвы ехали?!» Кстати, и не очень устали – машина ползет слишком неторопливо, чтобы уставать от управления. Если не воображать себя Шумахером – поездка сама по себе становится отдыхом.
Заселяемся. Номер с удобствами, не шикарный (впрочем, здесь есть номера и дороже), но жить можно. В стоимость проживания входит бассейн – приятно. Особенно если учесть, что на улице здорово холоднее, чем в Москве – купальный сезон для трезвых уже закончился, и местные жители говорят, что это в их краях нормально (напомню, это начало августа).
Берег водохранилища покрыт совершенно волшебным смешанным лесом. Огромные лапы елей украшены бородами седого мха, земля покрыта толстым зеленым ковром, в котором смешались и мох, и трава, и кустики черники… И все это, даже днем, погружено в мягкий зеленый полумрак. В общем, настоящий сказочный дремучий лес (Рис.3.). Понятно становится, почему именно в этих лесах нижегородского заволжья спрятано озеро Светлояр, в котором, по легенде, скрылся от глаз людских Китеж-град.


Рис.3. В лесу.

Впрочем, не так уж оно и спрятано, это озеро. Просто умные книжки о тех местах, которые собираешься посетить, надо читать до путешествия! а не после… Иначе обязательно потратили бы день на поездку (это еще около сотни километров на восток от Городца), чтобы посмотреть на него. Озеро издревле считается святым, а в ночь с 22 по 23 июня (по старому стилю) можно, говорят, увидеть в кристально чистой воде затонувший город и услышать звон его колоколов [1].
Идем к «морю». В этом месте оно сравнительно узкое, порядка 7-10 км. На другом берегу – город Чкаловск. На нашем – пляж с лодочной станцией (Рис.4.).


Рис.4. Горьковское море.

Дальнейший отдых был приятен, однако отсутствие знаний об окрестных достопримечательностях сделало его немножко однообразным. Вернее, лишенным событий, о которых интересно рассказывать. Короче, мораль: читать надо больше!
Ближе к концу отпуска мы поехали в Нижний.


Поездка в Нижний

От «Буревесника» до Нижнего – около 80 км. Мы поехали по противоположной от Новгорода стороне Волги, через Городец (кстати, он как раз готовился отмечать свое 850-летие) и Неклюдово. Въезд в город – по огромному по длине и высоте, но очень узкому мосту через Волгу. Поездка здорово напоминает более-менее горизонтальный участок американских горок. Особенно же впечатлил этот мост на обратном пути, поскольку движение по нему идет только в одну сторону, в город (мост узкий, две полосы). Для выезда же из города используется понтонный мост, проложенный рядом. С него, снизу, большой мост предстает во всей красе (Рис.5. и Рис.6.). Рядом с понтонным мостом дежурит буксир, который растаскивает его, когда по Волге идет судно.


Рис.5. Мост через Волгу на въезде в Нижний Новгород.
Темный участок дороги за Бобиком – понтонный мост.


Рис.6. Тот же мост, с того же места – в противоположную сторону.

Поблуждав по городу, перебравшись через Оку, подъезжаем по набережной Волги к кремлю. Оставив свой аппарат под стеной, проходим внутрь.
Нижегородский кремль в нынешнем его виде возник в начале 16 века, почти сразу после строительства Московского и Новгородского кремлей. Он оказался столь надежен, что ни разу не был захвачен неприятелем, хотя и не раз принимал на себя набеги татар. Внутри кремля мало что сохранилось. Только Архангельский собор начала 17 века и дом вице-губернатора конца 18. Все остальное – в основном что-то вроде парка. Зато отлично сохранился и поддерживается в таком состоянии сам кремль, его стены и башни. Стена осыпалась и была разобрана только на коротком участке вдоль Волги, все остальное – сохранилось и доступно для осмотра. Под стеной – музей военной техники времен Войны под открытым небом.


Рис.7. На стене кремля.

Купив два билета, забираемся на крытый свежей кровлей боевой ход стены (Рис.7.). Ход довольно широкий, метра два. Двери в башни закрыты дверьми, на которых написано «вход строго воспрещен». Т.к. это – лучший вид приглашения для нашего человека, все двери взломаны. В башнях – темно, в толще стены – узкая винтовая лестница, ведущая под крышу башни.
Кремль стоит на холме, господствующем над окружающей местностью. Поэтому из бойниц открываются живописные виды на город. На стрелку – место слияния Оки и Волги, например (Рис.8.). Или на заволжье (Рис.9.). А если высунуться из бойницы наружу – то и на саму стену. Этот рисунок я вынес в заголовок рассказа (Рис.1.). Кстати, нигде не нашел ответа на вопрос – что же за тайник такой был в Тайницкой башне, что о нем весь город знал? Зато забавно характеризует жителей города название другой башни, которая в момент съемки этого кадра была у меня за спиной – Коромысловой башни. По преданию, около этой башни, в 1520 году, местная девушка, шедшая за водой к реке, так отходила коромыслом напавший на нее отряд татар, осаждавших город, что те сняли осаду, убоявшись встречи с защитниками крепости [2] .


Рис.8. Место слияния Оки (слева) и Волги (прямо).


Рис.9. Вид на заволжье с кремлевской стены.

Перед спуском стены с холма вниз, к Волге, висит табличка – «Конец осмотра. Проход закрыт». Но нижегородцы, как следует из рассказа о девушке с коромыслом – люди основательные и упорные. Поэтому, для тех, кто пошел дальше, метров через 20 висит еще одна аналогичная табличка. А под ней – объяснение: «Очень трудная лестница!». Лестница действительно трудная – стена спускается с холма, образуя ступеньки порядка полуметра высотой. Далеко вниз мы по ней не пошли, поэтому не знаем – был ли дальше еще один «конец осмотра», для самых упорных, или нет.
Уже отъехав от кремля и выбравшись на набережную, замечаю в просвете между домами что-то явно необычное. Подъезжаю и любуюсь на спрятанную в прибрежных кварталах Рождественскую церковь начала 18 века (Рис.10.). Впрочем, опять о пользе чтения: книга [2] утверждает, что мы много потеряли, не зайдя внутрь.


Рис.10. Рождественская церковь.

Поколесив еще немного по городу, отправляемся обратно в «Буревесник». К ужину мы на месте.
Прошло еще несколько дней и наш отдых, к сожалению, подошел к концу. Собираем в Бобика пожитки и – вот мы снова в пути. Под Балахной слегка дымится выгоревший лес (Рис.9.).


Рис.11. Под Балахной слегка дымится выгоревший лес.


Владимир


Рис.12. Не совсем Владимир. Монастырь в селе Боголюбово - бывшей
резиденции князя Андрея Боголюбского.

Пробежка по городу

Въезжаем во Владимир. На обратном пути мы уже никуда не торопимся, можно спокойно посмотреть город. Опасаясь оставлять машину со всеми своими вещами на улице, подъезжаем к гостинице в центре города, на платную стоянку. Нас пускают, отложив разговор об оплате до нашего возвращения.
Идем смотреть центр города. Кремля во Владимире нет, есть только холм, на котором он стоял, превращеный в место отдыха горожан. С высокого обрыва над Клязьмой открывается захватывающий вид (Рис.11.).


Рис.13. Вид с обрыва над Клязьмой, в сторону Мурома.

На территории бывшего кремля осталось два храма. Древний Дмитриевский собор (конец 12 в) – небольшой, одноглавый, почти сплошь покрытый затейливой резьбой по белому камню – в это время как раз заканчивали реставрировать (Рис.12.). Интересно, что у этого собора, кажущегося таким лаконичным и завершенным, когда-то существовали крытые галереи, доходившие примерно до середины стены (и закрывавшие часть резьбы на ней), а так же две лестничные башни по обе стороны от главного входа [3] . Эти сооружения были возведены, по всей видимости, сразу после строительства этого дворцового храма княза Всеволода Ш, и разрушены по приказу императора Николая I в середине 19 века. Впрочем, варварская "реставрация" действительно сделала, на мой взгляд, его облик более строгим и величественным, а длительный упорный труд советского реставратора А.В. Столетова вернул ему утраченную прочность.


Рис.14. Дмитровский собор.

Второй – Успенский собор, центр архитектурного ансамбля города, был построен в середине 12 века и глобально перестроен в конце 12 века, после крупного городского пожара - у него разобрали алтарную часть и проломили в стенах проемы, превратив их в колонны, а вокруг возвели новую стену с алтарем (Рис.13.). Собор был дополнен позднее, в начале 19 века, классической колокольней (Рис.14.), и низким кирпичным пределом, который совершенно закрыл обзор на храм со стороны города.


Рис.15. Вид на Успенский собор со стороны Клязьмы.


Рис.16. Вид на Успенский собор со стороны города.

Через парк, разбитый перед собором, возвращаемся обратно к стоянке. Отсутствовали мы порядка двух часов. Денег осталось 150 рублей, плюс полный бак бензина – до дома доедем. Начинаем договариваться об оплате за стоянку – слышим вопрос «сколько не жалко?» 50 рублей не жалко – мельче все равно нет. Нет – отвечают – это много (!). «Раз даю, значит нормально» - нет, все равно, пока один охранник открывал ворота, другой принес сдачу. Народ! Даже после десятилетней пропаганды стяжательства как образа мыслей есть у нас нормальные люди!
Трогаемся в сторону Москвы. Вообще-то мало мы здесь увидели, стоило бы задержаться хотя бы на день, но отпуск кончился, деньги тоже, так что – в другой раз.
Стемнело. Желания опять продираться через россыпь подмосковных городов на Горьковском шоссе нет никакого. Сворачиваем на Павлов Посад. Вдоль шоссе горит лес – в темноте это страшное, но очень красивое зрелище. По бетонке добираемся до Рязанского шоссе – и вот она, Москва. Мы дома.


Это стоит прочитать перед поездкой

Вообще, в поездках мне очень помогают книги из серии "дороги к прекрасному" (Москва, "Искусство", 70-е годы) - такие желтенькие книжки карманного формата. Но в принципе, если вы - просто любитель путешествовать, стоит покупать путеводители на месте: местные авторы гораздо лучше знают свой край, чем тот, кто пишет путеводитель "по Волге" ("по Золотому Кольцу", "по России", "по Земному шару"... :). Запомнится все равно лишь то, что интересует лично Вас. При написании же этих заметок я в основном пользовался следующими книгами:

[1] М.П. Званцев «Заволжье», издательство «Искусство» 1972г. Назад
[2] С.Л. Агафонов «Горький. Балахна. Макарьев», издательство «Искусство» 1969г. Назад
[3] Н.Н. Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской», издательство «Искусство» 1974г. Назад

Сайт создан в системе uCoz