Главная Наши путешествия Ссылки Гостевая книга

Главная
Наши путешествия
Нижний Новгород
Питер
Кашин
Недостижимое "море"
Канал им. Москвы
Калязин
Кашин
Ночные блуждания
Это стоит прочитать
перед поездкой
Ссылки
Про ЛуАЗ
Про путешествия
Гостевая книга

Канал им. Москвы, Калязин, Кашин 2004
Как мы не доехали до Рыбинки


Рис.1. Колокольня Никольского собора - визитная карточка Калязина.

Недостижимое "море"

Из всех волжских "морей" Рыбинское манит меня больше всего. Своей недостижимостью, наверное… Сразу после поездки на Горьковское море в 2002 мне захотелось увидеть озеро, не имеющее видимого противоположного берега. Однако, хотя такую поездку сложно назвать дальней, осуществить ее не удается уже второй год.
Первый раз такая поездка была запланирована нами на лето 2003. Разработан маршрут, куплена надувная лодка… В итоге, обстоятельства сложились так, что мы поехали в санаторий "Кашин", в надежде оттуда сделать вылазку на Рыбинку. Кашин - замечательный городок, причем замечательный не только своей водкой, но о нем - чуть ниже. А на Рыбинку мы тогда так и не попали.
Дубль два. 2004. Мы только что вернулись из Питера. Куплена палатка, топор, консервы и сухой корм для собаки. Втроем, вместе с собакой, загружаемся в ЛуАЗ, с твердым желанием достичь берегов Рыбинки. Скажу сразу - желание не сбылось и перенесено на этот, 2005 год. Так что пока это рассказ о недостижении Рыбинки.

Канал им. Москвы


Рис.2. Канал им. Москвы, немного не доезжая Талдома.

Итак, выезжаем из Москвы по Дмитровскому шоссе. Во-первых, эта дорога, по крайней мере до Кашина, уже знакома еще с прошлого года. А во-вторых, если есть возможность не выезжать из Москвы по Ярославке - надо ею воспользоваться, стоять в жару в пробках неприятно.
Как водится, выезжаем вечером. Несколько часов езды - и уже темнеет. Останавливаемся на ночевку на берегу канала, уже в темноте ставим палатку и ужинаем холодными консервами. Мимо нас проплывают ярко освещенные пассажирские теплоходы. На них играет музыка, ходят люди - нам, из нашей темной палатки, они кажутся находящимися в каком-то другом мире, не лучшем и не худшем, а просто другом, отделенном от нас темной поляной и полосой воды. Засыпаем…
С утра оказалось, что место не так уж и безлюдно. Мимо нас периодически, хотя и не часто, проходят по тропинке местные жители. Просыпаемся, разводим костер на месте давно сложившегося на этом месте кострища, пьем чай. Искупавшись в канале, собираем палатку, заливаем костер и, собрав мусор, отправляемся дальше.

Калязин

Места между Талдомом и Калязином отличаются непривычным для москвича безлюдьем. В прошлом году, когда я ехал в Калязин ночью, меня больше всего поразили две вещи - огромное количество сов, сидящих прямо на дороге и подпускающих движущийся автомобиль практически вплотную, и отсутствие огней, даже на горизонте. Действительно, в каком бы месте Подмосковья Вы не остановились, то, если только Вас не окружает сплошная стена леса, Вы обязательно увидите, хотя бы вдали, огни фонарей, светящиеся окна или другие признаки наличия человека. Здесь же, остановившись посреди поля, можно увидеть полное небо звезд, с висящей среди них огромной луной, черную полосу леса - и больше ничего! В свете луны не то, что читать - кажется, можно было бы даже микроскопом воспользоваться, будь он под рукой. Ради одного этого, пожалуй, стоит сюда заехать…
Путешествующему в этих краях стоит помнить - на протяжении всего пути от Талдома до Калязина (это около 80 км) нет ни одной бензоколонки! В первый свой приезд сюда, не зная этого, я подъехал к Калязину практически с пустым баком - довольно острое ощущение, если учесть пустынность этой трассы.
Город Калязин возник около древнего Троицкого Калязинского (или, в народе, Макарьевского) монастыря, на противоположной от него стороне Волги. Такое разделение города на духовную и светскую части было достаточно распространено, и заметнее всего, пожалуй, в Великом Новгороде.
К сожалению, вся заречная часть города, вместе с монастырем, ушла под воду при создании Углического водохранилища. Затонула и центральная часть города, оставив после себя только торчащую из воды колокольню Никольского собора. Колокольня эта, 1800 года постройки, стала своеобразной визитной карточкой города, не очень богатого нынче на памятники архитектуры, и ее фотографию я вынес в начало этого рассказа (Рис.1.).

Кашин

Переехав мост через Волгу, добираемся до Кашина. Город впервые был упомянут в летописи еще в 13 веке. Он возник на своеобразном полуострове, образованном крутой петлей речки Кашинки. Петля эта почти замкнута, оставляя только узкий и высокий перешеек, на котором и возник древний город. Его деревянная крепость, огражденная со стороны "суши" валом и рвом (рис.3.), как пробка, запечатала вход на полуостров, на котором, под ее защитой, возник торговый посад.


Рис.3. Ров Кашинской крепости. Вид с вала.

Сейчас на месте крепости, сгоревшей в 17 веке, городской парк. Зато на прежнем месте осталась рыночная площадь, с кирпичными торговыми рядами и памятником Ленину, указывающим своей протянутой рукой в сторону главного в городе Воскресенского собора начала 19 века (рис.4.). Изначально собор был несколько меньше и, говорят, изящнее [1] , но был перестроен на деньги местного мецената - купца Терликова, нажившегося на производстве фальшивых "кашинских" вин.


Рис.4. Воскресенский собор - главный в городе.

Кстати, о винах. Если в 19 веке Кашин славился своими поддельными винами, то сейчас многие знают его исключительно по напиткам ликероводочного завода "Вереск". И, хотя его продукция (типа "Тверской горькой" настойки или бальзама "Старый Кашин") встречается по всей Тверской области, некоторые его напитки я видел только здесь. Фирменный магазин есть на рыночной площади. Товарищи представители завода! Если вы сочтете это рекламой - я готов принять материальное выражение вашей благодарности!
Говорят, что свой вкус спиртные напитки "Вереск" приобретают благодаря использованию местной Кашинской минеральной воды. Вода эта так же продается здесь на каждом шагу, а на территории местного санатория - так просто течет из миниатюрного фонтана. По местому преданию, появление этих ключей связаны со святой Анной Кашинской, женой великого князя Михаила Тверского, окончившей свою жизнь в построенном для нее сыном Василием Успенском монастыре Кашина. Легенда гласит, что родники появились там, где на землю упали слезы княгини, оплакивавшей смерть мужа. Поражает, насколько стойкой оказалась память о ней - княгиня, считающаяся заступницей города, жила в 14 веке, а канонизирована была сначала в 17 (и была изъята из списка через 27 лет), а затем, уже окончательно, в начале 20 века.
Очень своеобразна двухъярусная Ильинская церковь, конца 18 века. Устремленная вверх, как будто растянутая по вертикали, она как бы "взлетает" над сонной, камышистой Кашинкой (рис.5.).


Рис.5. Ильинская церковь и речка Кашинка.

Вообще, Кашин стоит того, чтобы на него посмотреть. Город раскинулся на живописных холмах, почти каждый из которых увенчан своей, не похожей на другие, церковью. Город тих, спокоен и в хорошем смысле этого слова провинциален. Однако в этот раз мы не остановились в Кашине - уже вечерело, и нужно было найти место для ночевки. По местной дороге выезжаем в сторону Волги, чтобы найти на берегу, ближе к Угличу, тихое и безлюдное место.

Ночные блуждания

Выехав из Кашина, попадаем во владения некоего колхоза, явно переживающего не самые лучшие времена. Пейзаж вокруг напоминает отдаленные последствия какой-то катастрофы, так что, по крайней мере для этих краев, переход к демократии вполне может быть приравнен к крупной войне или аварии вроде чернобыльской. Бывшие поля заросли таким лесом, что понять, где они были раньше, можно только приблизительно, по высоте деревьев. А еще лет через пять - от них вообще не останется следов. Кое где у дороги попадаются торчащие из густых кустов остовы сельхозтехники, а повороты к деревням, указанным на карте, просто отсутствуют. Кое-как сориентировавшись, мы пытаемся свернуть на одну из дорог, ведущих, через пару деревень, к месту впадения в Волгу Кашинки. Ну, положим, насчет твердого покрытия карта врет, но колею мы действительно нашли. Проехав по ней метров сто, мы сочли за лучшее развернуться, т.к. у нас не было лебедки. Фотографию именно этого момента я и вынес в самое начало этого сайта.
Поколесив по единственной асфальтированной дороге еще несколько часов, мы наткнулись на деревню. Опрятные, свежеокрашенные дома, бегающие по улице упитанные полуголые дети… Вышедшая к нам из ближайшего молодая, загорелая женщина объяснила, что дорога дальше есть, но "тракторная", а речку нам придется пересекать вброд… В общем, ввиду отсутствия лебедки решаем не рисковать.
Вообще, такие островки явно нормальной жизни встречаются нам в наших поездках не то чтобы часто, но вполне регулярно. Причем почти всегда - в таких местах, где кончается даже плохая дорога, и ехать дальше просто некуда. Я не готов ответить, на чем зиждется благополучие подобных деревень, почему они не вымерли под корень, как большинство окрестных (страшное это зрелище - деревня, полностью вымершая в мирно время!), и мало того - явно не собираются этого делать и, возможно, со временем вновь заселят пустующие окрестности. Но бросается в глаза: все они находятся на отшибе, вдали от крупных дорог и городов, как будто больно наше население какой-то заразной болезнью, и только строгий карантин - гарантия выживания.
На всем протяжении дороги от Кашина до данной деревни мы наткнулись только на один поворот с нее. В сторону Углича уходила точно такая же дорога, покрытая растрескавшимся от времени асфальтом. По совету загорелой селянки возвращаемся до этого перекрестка и поворачиваем на нее.
Начинает темнеть. Проехав две деревни, уже в темноте подъезжаем к Волге. Все бы хорошо, вон она блестит за полем… Но уже совсем темно. Светит большая, полная луна, летают совы. Отличить грунтовку, проходимую на ЛуАЗе, от непроходимой вообще, становится весьма проблематично. Вспоминаются слова нашей проводницы, сказанные ею про их председателя: "… а еще он ездит на тракторе и вспахивает дороги… А потом всех, кто застрял, вытаскивает, по 500 рублей с машины…".
Утро вечера мудренее, решаем переночевать в Кашинской гостинице. Поворачиваем обратно. Через несколько минут небо заволакивает тучами, и начинается гроза. За пеленой дождя, периодически освещаемой молниями, видно только кусок дороги, зажатый двумя стенами леса, и лениво взлетающих сов (греются они, что ли, на асфальте?). Вдруг, наперерез машине из леса выскакивает женская фигура в розовом байковом халате. Подбежав, начинает стучаться в форточку, что-то крича. Длинные темные волосы спутаны, по ним течет вода, в свете молний лицо кажется абсолютно белым, а во рту виднеются два зуба, торчащих из верхней челюсти!
Бросать человека на дороге - не хорошо, даже если есть сомнения в том, что он живой… Впускаем женщину в машину. Я сразу срываюсь с места: человеколюбие штука хорошая, но о своей безопасности стоит думать в первую очередь. Тем более, если ты не один.
При свете лампы она выглядит гораздо менее зловеще. Просто усталая и мокрая женщина средних лет в халате, по моему - без двух передних зубов, но тут я могу и ошибаться. По ее собственному рассказу, она, ткачиха из города Кашина, отбилась от своих сослуживцев, праздновавших что-то на берегу Волги. Взяла, ушла в лес, и заблудилась. И вот уже вторые сутки (!) она бродит по этому лесу, не видя никого, кроме сов и зайцев.
Добросив ткачиху до Кашина, решаем, что количество впечатлений оказалось достаточным для поездки, и пора возвращаться. К утру мы уже въезжали в Москву по Ярославскому шоссе. Рыбинка осталась ждать следующего года - мы обязательно туда попадем!


Это стоит прочитать перед поездкой

И снова должен поблагодарить создателей серии "дороги к прекрасному". Так как поездка получилась короткой, нам вполне хватило одной книги об этих краях:

[1] . Ю.Герчук, М.Домшлак, "Художественные памятнике верхней Волги", Москва, изд. "Искусство", 1968 Назад

А еще - у нас достаточно много интересных сайтов, созданных людьми, любящими свой край и знающими его. Ссылки на подобные сайты я начинаю размещать на странице "cсылки"

Сайт создан в системе uCoz